Модус потребления

Есть такое понятие — «карго-культ». Это ситуация, в которой человек или группа людей пытается воспроизвести у себя нечто увиденное, услышанное или прочитанное, не понимая принципов его работы. Такие люди достанут свой бубен, будут прыгать вокруг канбан-досок или дашбордов, графиков, отчетов, документов, колод с карточками, вики-систем, в общем, будут производить какие-то странные ритуалы со странными артефактами и доказывать всем, как хорош их бубен и как прекрасна штука, вокруг которой они прыгают.«Иметь или быть»потреблятьпотреблять

Видео

Подражая белым

В 1885 году на Фиджи возник провозвестник карго-культов — движение Тука. Название оно получило не в честь своего главного проповедника, а по местному слову, означающему примерно «восставшие» или «мятежники». Зарождению культа способствовала активная экспансия англичан на острова. В 1874 году они вынудили номинально независимого правителя Токембау отречься в пользу британской королевы Виктории. В 1879 году колонизаторы решили добывать сахарный тростник на Фиджи руками не туземцев, а завезённых из Индии рабочих.

Коренной фиджиец, 1870-е годы Фото Фрэнсиса Герберта Даффи (Francis Herbert Dufty)

Потеря суверенитета и массовая иммиграция чужеземцев спровоцировали движение Тука. Его идеолог жрец Ндугомои учил, что беды фиджийцев — из-за неверного почитания традиционных божеств. Молиться им нужно правильно, так, как это делают белые: жрец не сомневался, что в деталях обряда и состоит вся сила пришельцев. Много наблюдавший за протестантскими миссионерами Ндугомои проводил для своих последователей «правильные» церемонии: с окроплением водой, молитвенным складыванием рук и другими внешними подражаниями христианам.

Для англичан само по себе это могло казаться нелепым безобидным зрелищем. Но Ндугомои учил, что его службы по новому образцу призовут на Фиджи героических воинов прошлых лет, а они уже заставят белых и индусов прислуживать коренным жителям. Такую постановку вопроса колонизаторы не оценили. Ндугомои арестовали и выслали с Фиджи, но созданный им культ прожил до 1890-х годов.

В 1920-х годах похожие недолговечные феномены возникали на Папуа-Новой Гвинее, в те годы фактическом протекторате Австралии. Один из них, «безумие Вайвалы», успели зафиксировать западные учёные. Адепты культа верили, что подслушанными у белых песнями можно призвать нагруженный разным карго корабль. «Вайлала» — это как раз бессмысленное звукоподражание, один из примеров имитации английской речи папуасами.

Папуасы племени малл в традиционных костюмах. Индонезия, Джакарта, 2002 год Фото Джонатана Макинтоша (Jonathan McIntosh)

Вайвалисты подражали британцам не только словами. Главной церемонией культа служило чаепитие: в подобиях британских мундиров, обязательно на стульях. Последнюю деталь не пользовавшиеся до прихода европейцев мебелью папуасы считали особенно важной. Но вожделенного корабля адепты так и не дождались, и «Вайвала» со временем пришла в упадок.

Как карго-культ проявляется в жизни современных людей

На первый взгляд, современного цивилизованного человека и папуасов, верящих в послания предков с небес, ничто не роднит. Но это не совсем так. Вот несколько примеров, как карго-культ или нечто на него похожее встречается в нашей жизни.

В политике

Схожесть с наивными верованиями островитян мы можем найти и в политической жизни. Так, политолог Екатерина Шульман использовала Соломенный самолёт. Livejournal. понятие «обратный карго-культ». Этим термином она окрестила ситуацию, когда политики пытаются копировать общественные институты других стран, не разбираясь, почему там они работают. Чаще всего, считает Шульман, такие заимствования становятся лишь поверхностной имитацией. При этом они либо не работают, либо функционируют гораздо хуже оригинала. Из-за этого нередко происходит подмена понятий: чиновники объявляют концепции ложными и утверждают, что они не работают не только в их стране, но и вообще нигде.

Например, в стране третьего мира устанавливается демократия. Но существует она лишь на бумаге: реальной политической борьбы нет, а власть сохраняет узкая правящая верхушка. В ответ на обвинения в недемократичности правители заявляют, что и на Западе демократия тоже не работает, так что в их стране строится её собственный вариант.

В обыденной жизни

В повседневной жизни карго-культ можно назвать проявлением магического мышления. Оно может выражаться как в вере в псевдопсихологические Hall H. Cargo Cult Psychology. Science-Based Medicine. концепции и общественные стереотипы, так и во вступлении в секты, в доверии астрологам, экстрасенсам, сторонникам альтернативной медицины и прочим шарлатанам.

Сюда же стоит отнести слепое копирование чужого успеха, манеру судить об успешности по внешним признакам — ориентируясь на роскошь и богатство, а не на реальные поступки и достижения. В таком виде действия человека схожи с псевдонаучными практиками НЛП.

Также карго-культом можно назвать ситуацию, когда человек копирует внешние признаки принадлежности к какой-то субкультуре, но не интересуется её идейным содержанием. Например, носит косуху и зачёсывает ирокез, притворяясь панком, но ничего не знает об анархии, DIY и Straight Edge.

Кто такой Джон Фрум и почему ему поклоняются?

Культ не может существовать без мистического проро

Культ не может существовать без мистического пророка и таким персонажем стала фигура всемилостивого Джона Фрума. Жители Вануату, столкнувшиеся с американскими солдатами, жаждали узнать их имена, но для местных те были просто непроизносимой тарабарщиной, поэтому все они слились в один образ некоего «Джона Из Страны Юсэй» (John From USA). Так и появился собирательный образ Джона Фрума, который спустя поколения превратился в метафору Великого Предка.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолеты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и летчиков, поскольку видели в этих действиях исключительно сакральный смысл.

Они мастерили наушники из дерева и прикладывали их

Они мастерили наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева вышках. Изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлетно-посадочной полосе и зажигали факелы для освещения этих полос и маяков.

И все это время местные верили, что с небес на них взирает величественный Джон Фрум, и он ждет, чтобы все ритуалы были сделаны красиво и по канону. И вот когда будет сделан каждый магический жест, Джон прилетит, раздаст жадным белым тумаков, а добрым папуасам — вкусных консервов и удобных палаток.

Хорошо это или плохо?

Давайте посмотрим со стороны инфобизнеса, т.к ребята часто этим грешат. Увеличение продаж — это хорошо, но своими действиями они могут ломать жизни других людей. Представьте, что вы страдаете юношеским максимализмом, полны энергии и сил. Готовы свернуть горы. Но постоянно натыкаетесь на людей, страдающих карго-культом.

Ваша картина мира постепенно меняется, вам кажется, что если вы начнете копировать успешных, а именно этому и учат, то деньги начнут валиться с небес и дома вас будут ждать 40 девственниц и чан вкусного вина. Как бы не так, но вы просто становитесь жертвой. Вы можете этого не осознавать.

Особенно подвержено карго-культу молодое поколение, по этой причине целевая аудитория для инфобизнесменов — молодые люди, которым обещают помочь стать бизнесменами и заработать денег.

Никто не скажет наивным ребятам, что по настоящему богатые люди, которые заработали свой капитал трудом, а не словами — так не живут. Для них понты — это бич 21 века. Да и некогда им засорять сторис в инстаграм фальшем, есть дела важнее.

Купить рекламу Отключить

Самоутверждение в обществе проходит не через материальные вещи, которые можно показать другим, а через реализацию себя, как личность. Запуск нового проекта, продажа бизнеса или помощь детским домам. Им не нужно ничего доказывать другим. Да и в конечном счете можно пострадать не только материально, но и физически. Поговорка “Деньги любят тишину” написана кровью.

Один из ярких примеров: Павел Няшин, которого ограбили и позже довели до самоубийства.

А человек привлекал капитал в доверительное управление именно таким методом, публикуя фотографии с пачками наличных денег, показывая при этом свой дом с сейфом в прямом эфире. Именно для него карго-культ как инструмент, сыграл злую шутку. При этом он разбил мир других людей (клиентов), которые ему поверили. Они пострадали не только материально, но и душевно. У них мог погаснуть тот огонёк надежды на прекрасное будущее, где они могли бы тоже выкладывать в социальные сети эти прекрасные фото с миллионами.

Рабочая схема

Ещё в 1970-х годах о новогебридских верованиях узнали западные учёные. В 1974 году американский физик нобелевский лауреат Ричард Фейнман в публичной речи сравнил с «самолётопоклонниками из Меланезии» тех учёных, кто необдуманно переносит в свои исследования методы из других наук.

Остров Танна был не единственным местом, где аборигены практиковали подобные обряды. Поведению американских солдат и моряков в ритуальных целях подражали по всей Меланезии: на Папуа, на Новой Каледонии, на Фиджи и Соломоновых островах. В соседних деревнях могли жить разные культы, объединённые общим упованием на белого мессию с ценными грузами.

К 1990-м годам большинство меланезийцев вернулось к «обычным» христианским деноминациям или верованиям предков. Жить карго-культы продолжили в основном на островах Вануату. Отчасти этому способствовало то, что здесь коренные жители хуже соседей интегрировались в современную жизнь. И к 2021 году примерно 80% населения республики — это живущие за пределами городов и посёлков коренные жители, далёкие от науки, плохо знакомые с электричеством, техникой, сотовой связью и интернетом.

Другим фактором в пользу сохранности карго-культов именно на Новых Гебридах стало то, что европейцы лучше знали именно про эти верования, а не их аналоги с соседних островов. Ещё в 1950-х годах Танну посетили английские учёный Дэвид Аттенборо и оператор Джеффри Муллиган. Они записали на плёнку серию интервью со служителями и приверженцами карго, их церемонии и молитвы. Это популяризовало феномен в США и Европе. Благотворительные организации стали регулярно отправлять на Вануату гуманитарную помощь.

— Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что карго придёт, а карго всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждете? Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня: — Если вы можете ждать Иисуса Христа две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джона Фрума больше, чем девятнадцать лет. из интервью Дэвида Аттенборо с последователем культа

Бывший англо-французский кондоминум превратился в мекку для антропологов и этнографов. Одни учёные видели в наблюдениях за джонфрумистами и почитателями принца Филиппа уникальную возможность вживую проследить за возникновением новых религий. Другие — усмотрели в карго-культах особую форму антиколониальной борьбы.

Собрание современных джонфрумистов: под гитару взрослые и дети поют песни о своём божестве. Вануату, февраль 2018 года Фото Елены Кузнецовой

А богатые туристы из разных стран спешили на Танну к каждому 15 февраля, чтобы просто увидеть диковинное зрелище. Всё это укрепляло туземцев во мнении, что карго-культы работают, пусть и немного не так, как во время большой войны.

Эти культы [на Вануату] живут, они справляются с вызовами времени. Один жрец объяснял, что ведь мы, белые, едем на острова, оставляем здесь деньги, — значит, всё работает как нужно. Андрей Туторский российский этнограф

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в .

Теги