Что дороже?

Расскажу про сегодняшний случай на работе. Пришла клиентка, мастер маникюра, недовольная заточкой. Довольно давно я затачивал ей пару кусачек, переделывал инструмент по её просьбе — она привыкла работать кусачками с длиной режущей кромки 3 — 4 мм. И вот на этой неделе пришла снова заточить свои кусачки, но на этот раз с ними работал Миша, мой брат, меня в тот момент не было. Сегодня вернулась и говорит: «Другой мастер испортил мне кусачки, не могу теперь ими работать. Длина лезвий очень маленькая, и смотрите, что он сделал с ними» — и показывает их мне: кутикульные кусачки Solingen, сустав «английский замок», заклёпка в суставе стоит не по центру , т.е. очень посредственного качества, из стали с низкой твёрдостью — понятно, что обычная азиатская поделка. Но вот лезвия… Длина режущей кромки около 2,5 мм (видимо, принесла на заточку уроненные, с загнутым кончиком, который не получилось выпрямить, поэтому и стали еще короче), одно лезвие выгнуто наружу…

Объясняю ей, что не мог заточник сделать такое с лезвием, даю понять, что то, что с ними случилось, произошло уже после заточки — уронили или ударили обо что-то твёрдое, металл мягкий, легко гнётся… Владелица кусачек явно не хочет со мной соглашаться и просит вернуть деньги за заточку. Кусачки сильно сработанные уже, восстановить вряд ли получится, да и режущая кромка уж слишком короткая стала, так что придётся новые покупать. Я не стал спорить и вернул ей плату за заточку. Убитые кусачки она мне подарила 🙂

Ради интереса выгнул лезвие, восстановил правильную форму и провёл такой эксперимент — сжал ручки кусачек чуть сильнее, чем требуется при работе ими. Результат — одно лезвие едва заметно выгнулось. Сжал еще посильнее — они стали такими, как их принесла клиентка. Сточенное тонкое лезвие плюс мягкая сталь — вот и гнутся они, как пластилиновые. А насчёт длины лезвий — ну неужели она сразу после заточки не видела, что они стали короче?

Короче говоря, с самого начала было понятно, что прав я, а не мастер маникюра, но я не стал конфронтировать и вернул деньги. В итоге сохранил нормальные отношения с человеком, а возможно, что и получил постоянного клиента — возможно и нет. Ясно же, что если бы я деньги не вернул, она бы точно больше никогда не пришла.

Как вы поступаете в таких случаях? Хотелось бы услышать мнения. Знаю, что есть мастера-заточники, которые ни за что не уступят клиенту, если знают (или считают), что они правы. Что для вас дороже?

Считаете ли вы, что, например, правильнее доказать, что действительно произошло с инструментом, как в моём случае, и при этом попытаться сохранить хорошие отношения с клиентом или просто с ним согласиться («клиент всегда прав»)?